Стежка и манипуляции с тканью
Наиболее распространенная техника шитья называется стегание — это стегание вручную или на швейной машине двух слоев ткани с проложенным между ними третьим слоем, обычно синтепоном. Это создает рельефную поверхность, где нижние части находятся там, где проходит строчка. Его можно сделать как на однотонной ткани или ткани с рисунком, так и на пэчворке.
Это внешне похожая на квилтинг техника трапунто — флорентийский шов, который называют набойкой. Выполняется иначе, на двух полотнах без прокладок: сначала простегиваются контуры узора, после чего элементы заполняются шерстяными нитками. С использованием синтетического зимнего крема и подобных материалов техника трапунто уступила место квилтингу, так как с его помощью можно добиться того же эффекта, но с меньшими усилиями и временем.
Другой распространенный вид стежка имеет японское происхождение и называется боро, что буквально означает «остатки, лоскуты». Корни изделий из боро уходят в средневековье, когда бедные японцы заплатывали свою синюю одежду (поскольку индиго был самым дешевым красителем) лоскутами, а для укрепления ткани простегивали хлопчатобумажными или конопляными нитками. В последние десятилетия технологии обрели новую жизнь, как в одежде, так и в домашнем текстиле, причем не только в виде ручной работы, но и в массовом производстве текстиля.
Эта техника, очень вдохновляющая своей элегантной простотой и ограниченным количеством материалов и инструментов, является недавней тенденцией в мире текстиля. Современные его варианты в ограниченном выборе натуральных тканей не выглядят привычно своей нарочитой «потертостью», но интересны цветовыми сочетаниями и фактурой.
Традиционный пэчворк, который в англоязычном мире называют пэчворк (англ. «patchwork» — лоскутное шитье, «patch» — заплатка), в своем первоначальном виде представляет собой декоративные геометрические композиции. Но эту технику не настигли новаторские изменения, как пишет художник по текстилю, член Союза художников России Хабибуллина Софья: «Для выполнения текстильного панно в этой технике авторы используют сложные по фактуре и структуре ткани, используют приемы совмещения с компьютерной печатью. Широко используются накладные элементы, в структуру поверхности вводятся объемные детали.
Помимо традиционно геометрической композиции, авторы стали использовать свободные живописные структуры композиционного решения лоскутного панно. Живописная структура поверхности характеризуется не только своим композиционным решением, но и появлением «живописных» фактур — сочетанием высокого и низкого рельефа, техники мазка (свободная форма соединительных линий), фактур ручной и машинной стежки, использование живописных мотивов, выполненных в различных других техниках».
Помимо традиционного лоскутного шитья, существует техника крейзи квилт (англ.crazy quilt — «сумасшедший квилт»), в основе которой пэчворк (часто свободный крой) с добавлением вышивки и отстрочки. Вышивка используется все активнее, но все же по своей сути она лоскутная.
Этот вид пэчворка появился в Америке в конце XIX века после Столетней выставки в Филадельфии, где американки увидели японские вышивки, керамику, ткани и попытались перенести увиденное на популярный в то время пэчворк.
В отличие от традиционного лоскутного шитья, эти изделия не следовали строгой организации лоскутков в ткани, их пришивали как угодно и где угодно, обшивая бисером или декоративными стежками, используя пуговицы, кружева, даже фотографии и колокольчики.
Точного аналога английского термина шитье текстиля — «вышитый, стеганый текстиль» в русском языке не существует. По основной технике эту технику можно отнести к ряду стежков.
Наиболее выдающимся художником, работающим в этой технике, является Джин Дрейпер, автор уникальной книги по технике шитья текстиля.
Эта художница смело экспериментирует с тканью, пряжей, древесной корой, красками и глиной (которую она наносит непосредственно на готовые изделия) и другими материалами, создавая невообразимые по своей сложности и красоте конструкции, формируемые с помощью стежка.
Создать новую фактуру на ткани можно не только вышивкой и аппликацией, но и трансформируя ткань-основу, и такие действия называются искусством манипулирования тканью. Суть этой техники обработки ткани заключается в том, что на ткани выполняется ряд стежков в определенном порядке – своем для каждой фактуры, которые будут монтировать и деформировать ткань нужным образом, за счет чего рельефная поверхность получается.
Читайте также: Вязание маек крючком с описанием: 24 модели со схемами и видео мк для начинающих