- Немного истории
- Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин
- Виды кроя
- Цельная женская рубаха и составная
- Значение количества использованных кусков ткани для рубахи
- Расшифровка кроя и значения деталей рубахи
- Виды рубах мужских и женских
- Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков
- Цвета мужских портов наших предков, их значение
- Магнетизм вышивки-оберега
- Пэчворк для начинающих: что нужно знать новичку
- Основные этапы работы
- Что понадобится: инструменты
- Что понадобится: материалы
- Как пользоваться лекалом для шитья
Немного истории
Старые рубашки были предельно просты, не требовали кроя раскроя ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное пополам по длине полотно с отверстием для головы, которое крепилось к туловищу подвязкой. Близки по звучанию два старославянских слова: «тереть», то есть «холст» или «тряпка». А «спешить» — «оторвать». Первые рубашки на самом деле представляли собой разорванные вручную куски льняного полотна из конопляного волокна домашнего прядения.
В ходе дальнейшего развития к бокам стала присоединяться материя. Затем к туникообразному плащу добавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополняли рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила название. Чем отличается косоворотка от национальной одежды?
Он заметен и узнаваем по смещению влево от шеи. Историки считают, что раскрой подставки с асимметричным креплением не позволил выпасть нательным крестам в процессе работы.
Асимметричные мотивы встречаются и в женских костюмах. Но линкосоворотка настолько вошла в обиход, что стала синонимом русской мужской рубашки и главной деталью любого костюма. Она была трудолюбива и празднична, зависела от богатства украшений и материалов. При шитье традиционно используются:
- Лен — плотный и более тонкий отбеленный.
- Ткани с хлопковым принтом.
- Элегантная бязь и атлас с глянцевым блеском.
- Натуральный шелк.
- Роскошный сверкающий атлас.
Рубахи по длине доходили до колен и не заправлялись в брюки, а надевались на выпуск. Их завязывали шелковыми шнурами или ткаными из шерсти лентами с кистями на концах. На вороте, подоле и запястьях блузы непременно украшались вышивкой со значением оберега.
Очень часто, особенно в доме и в других помещениях, использовали тельняшку. В чем главное отличие рубашки сильного пола от одежды слабого пола? Дело в том, что в нем сохранились архаичный крой и декор.
Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин
Более сложная женская рубашка также была скроена экономно. После шитья не осталось остатков ткани. Все детали имели прямоугольную или клиновидную форму, что уменьшало материалоемкость. Перед и спинку вырезали по разрезной нити с такой плоскостью, чтобы она проходила по деталям. Рубашки были широкими и вместительными за счет вставки бокового полотна или ластовицы. Рукава соединялись с центральной частью под прямым углом.
Они также различались рядом вариантов и были:
- Расширяется одним или несколькими клиньями.
- Они выглядели сжатыми.
- Они заканчивались манжетами или сборками на узком переде.
Частичная резьба в рукавах располагалась вдоль руки. Ткань обеспечивала свободу движений. Так называлась квадратная или клиновидная деталь, вшитая под пройму.
Виды кроя
Русская рубашка кроилась по-разному. Основные отличия касались конструкции грифа. Самым древним и практически устаревшим является покрой туники. Традиционное изделие швеи состояло из одной центральной панели. Сложенный пополам, он уже представлял перед и зад. Горловина разрезана посередине на сгибе вместе с вырезом воротника. В начале 20 века туник-рубаха сохранялась только как нательное или парадное, тогда как саван заменяла одежда покойного.
Более широкое распространение получили рубашки с поликсом. Так назывались плечевые вставки, предназначенные для соединения переда со спинкой и удлинения шеи. Полики были прямоугольными и наклонными. Прямые линии существовали в двух вариантах. В первом дополнительные детали пришивались с верхними срезами основных частей глины параллельно утку, во втором — параллельно основе.
Первые носили жительницы северной части страны, из Архангельской и центральных губерний, вторые предпочитали женщины Верхней Оки, Москвы и Рязани.
Были рубашки с расплавленным поли. В них роль верхней ластовицы играл выступ для при раскрое рукавов. Получился своеобразный реглан. Наклонные изготавливались из двух частей и придавали форму трапеции. В разрезы или вертикальные швы на спинке и переде вставляли острые углы. Эту русскую народную рубаху носили с пони.
Безликие варианты использовались с круглыми сарафанами. В них вырез горловины формировался путем соединения спинки с краем переда при помощи широких рукавов.
Цельная женская рубаха и составная
Рубашка может состоять из продольных полотнищ в одно целое. Четыре из них использовались для достижения нужной ширины. Но такую древнюю одежду видели редко, в основном как ритуальную — свадебную или похоронную. Чаще эта часть женского наряда представляла собой составную часть, делящуюся на верхнюю и нижнюю половины. Дробление практиковалось из экономических соображений. Низ не выводился, поэтому для изготовления использовалось домотканое плотное полотно.
Верхняя часть была видна из-под поневы или сарафана. Но материала для него требовалось не так много, поэтому старались покупать качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань. Так получилось, что верх рубахи и стан представляли собой две отдельные самостоятельные вещи, сшитые отдельно. Таким образом, у женщины может быть несколько элегантных вариантов. И к одному из них был пришит лагерь, в котором я хотел покрасоваться.
Значение количества использованных кусков ткани для рубахи
Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы и в работе, и в бою не сковывало движений. Почему для изготовления рубашек использовались только вертикальные полоски полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить ткани шириной не более 40 см.
По традициям предков этот размер стал модульным, а безотходность узора обеспечивалась дополнительной полосой, пришитой вдоль стана. Хотя ширина покупной ткани позволяла обойтись без нее, традиционный крой оставался неизменным.
Он кажется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности людей. Прямые линии основных деталей вкупе с эстетичными несущими вставками, ластовицами и рукавами обеспечили экономию ткани.
Простой геометрический крой породил сложные объемные формы, подчеркивающие фигуру и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздничные и рабочие дни стали результатом социального отбора.
Расшифровка кроя и значения деталей рубахи
В лагере использовали четыре куска домотканого полотна или две более широких покупных ткани. Ширина полотна определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:
- Он помог адаптировать правильный покрой народной рубашки к каждому размеру и форме.
- Расширив верхнюю часть наплечника, он создал женственные складки на воротнике.
- Предполагая вращение и свободный ход рукавов.
- Он служил украшением и украшением, если его выкраивали из другой, цветной или контрастной ткани. На сами столбики или в места их соединения с глиной наносился рисунок вышивки.
Вставку под мышками — танкетку иногда вырезали из набивного материала, создавая акцент контрастного декора. Но она также служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми панелями, и оставляя руку свободной для выполнения крестьянской работы. Форма рукавов создавала строгий или торжественный силуэт костюма, который дополнялся украшением. Женская рубашка имела гофрированный воротник. Мягкие складки подчеркивались узкими филенками, а планки в разрезе богато украшались.
Виды рубах мужских и женских
На севере страны под сарафан надевали русскую рубаху. На юге поверх него использовали юбку-поневу. Они были частью праздничного наряда и скромно украшались для повседневного использования. Разные виды рубах предназначались для разных условий жизни:
- Для мам, кормящих детей грудью.
- Для гадания.
- Для резки.
- Рукав.
Последняя характеризовалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда даже доходили до пола. На запястьях были специальные желобки для рук, а свисающие части завязывались сзади. Но все же работать в нем было непросто.
Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков
Цвета народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Предки сознательно отдавали предпочтение белому и красному цвету. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но изначально русская мужская рубашка была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.
Почему крестильные рубашки всегда белые? Да потому, что белизна означала очищение души от тьмы греховной и готовность к переходу в Царство Небесное. По этой же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Яркая вершина словно приближала к чудесному небу. А нижняя темная часть символически ассоциировалась с землей.
Цвета мужских портов наших предков, их значение
Помимо белого и красного, в бунадах использовались малиновый и различные оттенки синего и зеленого. Мужские пальто традиционно полосатые, из парусины с преобладанием серых, синих и белых полос. Они плотно облегали ноги ниже колен и были скроены из прямых полотнищ с ластовицей вдоль промежности. Низ ворот заправлялся в сапоги, а верх завязывался на талии шнурком, называемым гашником».
Магнетизм вышивки-оберега
С давних времен стало обычным украшать национальную одежду. Народная рубашка для мужчин не исключение. Когда славяне-язычники стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не была забыта. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать после рассмотрения символического рисунка. Это правда или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они понимали силу рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.
Символы свастики служили мощным оберегом на мужской рубашке, оберегая ее владельца от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:
- Берегини — стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они принесли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
- Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
- Ласточки традиционно приносили весенний успех и возрождение славянам на своих крыльях.
- Петухи – украшение рубашки хозяина-мужчины, главы семьи.
- Прыгать. Венки из листьев и фруктов означали юность и любовь и показывали защитную силу на одежде мальчиков и девочек.
- Согласно славянским поверьям, маки оберегали от всякого зла. Эти цветы вышивали на свадебных платьях молодоженов.
Энергия вышивки была признана, когда новорожденного мальчика пеленал в изношенную рубашку отец, а девочку — в мамину. Так они приняли потомка в семью, передав родительскую энергию и защиту рода. Лишь в трехлетнем возрасте малыша одевали в детские рубашки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог обрести собственное единство с окружающим миром.
Из видео ролика вы узнаете, как сшить народную рубаху.
Пэчворк для начинающих: что нужно знать новичку
Пэчворк бывает разных видов, но если вы только начинаете осваивать эту технику, вам следует носить что-то не слишком сложное. Например, пусть это будет небольшой ковер или коврик, состоящий из простых фигур: квадратов или прямоугольников. Поняв основы работы и немного потренировавшись, вы сможете освоить более сложные узоры и схемы.
Основные этапы работы
Всю работу с таким продуктом можно разделить на 4 этапа:
- подготовительный – продумать изделие, нарисовать эскиз и подготовить материал;
- производство лоскутной ткани – верхнего слоя изделия;
- соединение слоев изделия в «бутерброд» и сшивание;
- обработка краев изделия.
Что понадобится: инструменты
Перед работой запаситесь основными инструментами. Вам, скорее всего, понадобятся:
- дисковый нож и подложка (можно обойтись ножницами, но работать ножом с обратной стороны быстрее и проще для получения красивого результата);
- портновские ножницы;
- лоскутная линейка;
- инструмент для разметки ткани;
- портновские иглы, безопасные иглы (иглы для квилтинга идеально изогнутые, встречаются в магазинах под этими ключевыми словами), также могут понадобиться специальные прищепки для квилтинга (они длиннее и с заметной головкой);
- риппер (он же риппер).
- Также вам понадобится швейная машинка, утюг и гладильная доска.
- Крахмальная жидкость тоже может пригодиться: она поможет верхнему лоскутному слою лучше держать форму, с ним будет легче работать.
- А также заполните малярным скотчем: он поможет зафиксировать детали при сборке «бутерброда».
Читайте также: Блузка с рукавом фонарик: варианты построения выкроек, модель блузки из шитья
Что понадобится: материалы
Вообще, для лоскутного шитья используются самые разные материалы. А вот новичкам стоит остановиться на хлопчатобумажных тканях средней толщины и средней или высокой плотности. Это самый распространенный вариант и случился он по ряду причин. Во-первых, этот хлопок удобен в использовании: его легко кроить и шить, края разрезов не сильно осыпаются, ткань достаточно прочная. Во-вторых, это достаточно прочный материал, при этом практичный и удобный в использовании, если говорить о готовом изделии.
Наконец, при выборе материалов для лоскутного изделия, как правило, для создания лекал берут ткани разных цветов, но одинаковых качеств (состав, плотность, толщина и т д.). Когда дело доходит до хлопка, проще подобрать нужные цвета, так как выбор широк.
Они также производят специальные ткани для пэчворка. Так как эта техника иногда предполагает работу с мелкими деталями, будет удобнее, если материал будет устойчивым и плотным, не деформируется, не крошится, волокна не выдергиваются иглой швейной машины. Специальные ткани для пэчворка изготавливаются из высококачественного длинноволокнистого хлопка, поэтому материал получается более прочным и плотным, не склонным к деформации и гладким.
Такие ткани проходят специальную обработку, чтобы они не падали (это очень важно, если вы используете материалы нескольких цветов и собираетесь стирать изделие), не линяли. Плюс – для этих тканей подбираются принты, которые лучше всего подходят для изготовления лоскутных изделий. Выбирать такие материалы можно как по отдельности, так и в наборах, где цвета и принты тканей уже подобраны в красивом сочетании.
Также можно брать наборы с уже вырезанными деталями, например квадратами, как на картинке выше — тогда не придется вырезать самому. Если вы используете эти специальные ткани для пэчворка (продаются в магазинах для рукоделия), их обычно не нужно стирать перед использованием. Если вы купили обычную хлопчатобумажную ткань, ее лучше постирать (потому что она даст необходимую усадку, плюс — вы хотите проверить, не сядет ли она), высушить и прогладить.
При выборе материалов не забывайте о ткани для низа изделия. Эта часть обычно изготавливается цельной. Лучше, чтобы материал для него также соответствовал описанным выше требованиям.
Для окантовки используйте тот же хлопок или готовую косую бейку. Кстати, готовый столбик тоже может линять и пачкать близлежащие ткани, так что перед работой лучше протестировать.
Отдельно поговорим об упаковочном материале. Используется для среднего слоя «бутерброда»: прокладка помещается между верхней лоскутной и нижней неподвижной частью изделия и придает ему объем. Чаще всего сейчас в качестве прокладки используется объемный флис и хлопковый флизелин, есть и другие варианты. В статье по ссылке ниже описаны типы лоскутной обивки и способы выбора обивочного материала для вашего проекта:
Как пользоваться лекалом для шитья
Использование шаблонов дано не только в процессе раскроя одежды. После окончания сборки может потребоваться уточнение сделанной ранее выкройки. В этом случае выкройки также могут оказать большую помощь.
Важной областью применения является использование стандартных выкроек, представленных в Интернете или в модных журналах. Обычно в такой ситуации используются средние формы и размеры. Используя имеющиеся у него выкройки, портной сможет адаптировать выкройку точно под необходимый детский или взрослый размер.
Следует также иметь в виду, что такие выкройки могут использоваться не только для пошива одежды. Здесь, например, мы можем обеспечить производство чучел животных или кожгалантереи.
Создание выкроек помогает создавать более качественные предметы одежды. Наличие шаблонов дает возможность в работе не отвлекаться, обращая внимание на различные детали и тонкости, ведь они уже учтены при создании этих инструментов.